Сайт города Конаково
Главная Поиск Карта сайта Версия для печати

Конаково

Только самая интересная и полезная информация
Конаковцы.Рф
Скрыть/Показать левую колонку
Поиск информации по сайту
В текущем разделе

Текущий опрос:

Откуда Вы узнали о нашем сайте?








  


Веб камера:


Загрузка плеера
Главная

Фаянсовая фабрика

Прошлая история города Конаково - это фактически история развития фаянсовой фабрики, сооруженной в 1809 году в дер. Домкино (Воронуха) и перенесенной в 1826 г. в сельцо Кузнецово. Если город Корчева, уездный центр, какой-либо заметной роли в экономической жизни своего уезда и Тверской губернии не играл, то сельцо Кузнецово уже с первой половины XIX века получило широкую известность благодаря разместившемуся в нем крупнейшему в России производству бытового и художественного фаянса. Поэтому судьбы сельца и фабрики тесно переплелись.

Одна из первых  улиц города, ныне - Старо-почтовая. Фото 1910 -х г.
Одна из первых улиц города, ныне - Старо-почтовая. Фото 1910 -х г.

В августе 1809 года аптекарь Фридрих-Христиан Бриннер, приехавший в Россию из Богемии (Германия), купил у Тверского помещика бригадира Федора Леонтьевича Карабанова за 7 тысяч рублей в Корчевском уезде возле дер. Домкино 200 десятин леса. При этом он выговорил себе право построить на купленном участке “заведения, какого они роду не были”. В договоре имелось также разрешение использовать “песок, глину, камень и все до минералов относящиеся... на дачах моих по сю сторону Волги... безденежно”.  “Заведением”, задуманным Бриннером, явилось строительство фарфорового завода, для чего он и приобрел лес и пригласил с Гарднеровского фарфорового завода мастера Рейнера, знатока керамики.

Бриннер сумел построить маленькое, кустарное предприятие, на котором пятнадцать мастеровых на обычных гончарных кругах вытачивали посуду и обжигали ее в земляных печах. Но сразу же дела у него пошли плохо, в результате чего фабрика им практически за те же деньги 9 июня 1810 года была продана аптекарю и землевладельцу Андрею Яковлевичу Ауэрбаху и своему бывшему мастеру Ивану Рейнеру. Фортуна повернулась к новому хозяину лицом, из года в год фабрика увеличивала объемы производства. В 1816 году на фабрике было “два настоящих мастера”, 26 их учеников, 14 живописцев, а на разных работах занято 56 мужчин-“черноработцев” и 18 женщин. Все построения состояли из 33 огромных деревянных корпусов “для разных мастерских с машинами, инструментами и прочим”.

Перемена места нахождения фабрики Ауэрбаха была связана с наличием в договоре с Карабановым пункта, по которому по истечению двадцатилетнего срока, когда весь лес будет вырублен, Бриннер обязан был возвратить ему землю, а “всю ... движимую собственность вывесть куда заблагорассудит”. Срок аренды истекал в 1829 году, а новый землевладелец, сменивший Карабанова, помещик Головачев, категорически отказался продлевать прежние условия. Это и послужило причиной перевозки всего фабричного имущества, мастеровых-крепостных и вольнонаемных на новое место.

Строительство главного корпуса фабрики М.С. Кузнецова. (Фото нач. 1910-х годов.)
Строительство главного корпуса фабрики М.С. Кузнецова. (Фото нач. 1910-х годов.)

Для размещения фабрики сельцо Кузнецово было выбрано фактически случайно. В то время оно довольно часто переходило от одного владельца к другому. В 1821 году помещица Киари, очередная хозяйка сельца, поместила в “Московских ведомостях” объявление о его продаже: “... продается Корчевского уезда сельцо Кузнецово с деревнями Билавино и Скрылево, за исключением дворовых 15 душ, наличных 87 душ...” Ауэрбах искал подходящее место, которое находилось бы как можно ближе к Домкино, и в “Московских ведомостях” ему встречается это объявление. Как записано в купчей, в “Лета тысяча восемьсот двадцать шестого января в четырнадцатый день, за 6 тысяч 500 рублей государственными ассигнациямиАуэрбах приобретает земли в сельце Кузнецове, деревне Белавино и пустошах Волкино, Семкино, Щепино. С 1826 по 1828 год он осуществляет перевоз своей фабрики в с. Кузнецово, в котором и начинается их совместная история.

Кузнецово стало основой дальнейшего экономического развития г. Конаково. Фаянс фабрики А. Ауэрбаха пользуется огромным спросом в России и далеко за ее пределами. На всех промышленных выставках, проводимых в Санкт-Петербурге и в Москве с 1829 года, она получает только высшие награды. В 1835 году Ауэрбах награжден орденом Станислава, в 1839 году - орденом Анны, ему пожаловано дворянское звание. В 1833 году Ауэрбаху присваевается право в качестве товарного знака изображать на своих изделиях и вывесках Российский герб, что для предпринимателя означало не только высшую награду, но и являлось своеобразным эталоном качества.

Руководство фабрики у стен нового корпуса. (Фото 1913 г.)
Руководство фабрики у стен нового корпуса. (Фото 1913 г.)

Наибольшего расцвета фабрика достигла в 1840-1850-х годах, когда в ее цехах было занято до 175 наемных мастеровых и дворовых. Изделия фабрики, украшенные великолепной ручной росписью и модным в то время печатным рисунком, быстро завоевали широкое признание. В 1838 году на предприятии насчитывалось 165 рабочих. Имелось две водяные мельницы и девять конных, которые мололи глину, песок и кварц, в точильной 40 станков вытачивали посуду, имелось два горна. В 40-х годах действовало уже 8 горнов и две муфельные печи для обжига расписной посуды.

Изделия  фабрики Ауэрбаха.
Изделия фабрики Ауэрбаха.

На первой посуде, которая производилась на фабрике, вначале писалась только фамилия ее владельца Ауэрбаха - латинскими буквами, без указания местонахождения. Но боровшийся против слепого подражания загранице и не любивший, когда изготовленным на русских фабриках и заводах изделиям придавался иностранный вид, министр внутренних дел О. Козодавлев предложил Тверскому губернатору, Ауэрбаху и другим фабрикантам “дабы они непременно полагали на свих изделиях клейма с означением российскими литерами имени фабриканта и места, в коем фабрика находится”. С этого времени (примерно с 1816 г.) на изделиях фабрики ставилось клеймо: “Ауэрбах. Корчева”. Наличие в с. Кузнецово крупного по тем временам промышленного предприятия приводит к неуклонному росту села. Вокруг фабричных построек поселяются стекающиеся в поисках работы со всех окрестных деревень крестьяне. Многие их сотни в свободное от полевых работ время изготовляли для фабрики бочки, ведра, ящики, доски, рубили лес на дрова, выжигали уголь и возили его на фабрику, а также вывозили готовую продукцию в Москву, Тверь, Санкт-Петербург. Проживали они в окрестных поселениях: Александровке, Андронихе, Полтеве, Скрылеве (ныне сущесвующие и несуществующие улицы города), а также в Селихове, Сучках, Дубровках.

Матвей Сидорович Кузнецов
Матвей Сидорович Кузнецов.

После реформы 1861 года дела на фабрике ухудшились, финансовые затруднения из года в год усложнялись, производство свертывалось. К концу 60-х годов, несмотря на установку парового локомобиля и других технических новшеств, на фабрике рабочих осталось всего 43, а выпуск продукции сократился до 21600 рублей в год. Не выдержав конкуренции, ее хозяева (к этому времени ими были два брата - Генрих и Герман Ауэрбахи) в 1870 году продали фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову, владельцу многих фарфоровых и фаянсовых предприятий России, “королю русского фарфора”.

Обладая мощной материальной и финансовой базой, М.С. Кузнецов сразу же приступает к реконструкции и расширению предприятия. Уже в середине 70-х годов на фабрике сооружаются новые здания для котельной, слесарной, прессовой, устанавливаются три паровых котла. Кроме фаянса фабрика приступает к выпуску и фарфора. Ассортимент ее становится огромным. Наладилось производство статуэток, которым давались интересные названия: “Дракон-птица”, “Пьяный с лакеем”, “Паж с собакой”, “Пьяные целуются”, “Собирается купаться”, “Двое подсматривают”, “Надевает чулок”, “Дева у бассейна”, “Дева плачет” и др., а также разные “амуры”, “сатиры”, “фараонки”, “психеи” и т.д. Одних только пепельниц в прейскуранте насчитывалось свыше трехсот наименований. Выпускаются изделия на темы народной жизни, например, статуэтки, изображающие бондарей, солдата, играющего на балалайке, крестьянок, полощущих белье.

Новые условия производства повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих фабрики.

Начальное Народное училище. Фото 1910-х гг.
Начальное Народное училище. Фото 1910-х гг.

Поэтому уже в 1883 году М.С. Кузнецов открывает при фабричном поселке школу - “начальное училище М.С. Кузнецова”, которое состояло из восьми классных помещений (позднее - школа №4). Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек. В основном ими были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень.

К 1890-м годам село Кузнецово становится одним из 103-х важнейших промышленных центров России. На фабрике работало 1300 человек (1026 мужчин, 190 женщин и 84 детей). Рабочие жили в 13 восьми - и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах. Помимо школы в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня. При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике.

Группа живописцев Тверской фаянсовой фабрики. (Фото начала XX века.)
Группа живописцев Тверской фаянсовой фабрики. (Фото начала XX века.)

С 70-х годов XIX века в пределах с. Кузнецово беспорядочно начала застраиваться Старая Слобода - сейчас это 1-я Набережная улица, в 90-х годах - Новая Слобода (ныне ул. Свободы). Слобода - фабричное село, где жители мало занимаются земледелием, поскольку Кузнецов давал рабочим фабрики под постройку очень малые наделы. Поэтому дома в начале ул. Свободы и 1-й Набережной и в настоящие дни стоят так тесно. Плотная застройка села предполагает опасность распространения пожара. Именно по этой причине сгорает Старая Слобода, жилье для рабочих на которой было возведено заново. В селе строятся многоквартирные дома, т.н. “грунты”. Некоторые из них сохранились до наших дней на ул. 1-я Набережная. Всего в черте владений “Товарищества М.С. Кузнецова” к 1896 году проживало 2820 человек, в селе функционируют две церкви: деревянная для православных и каменная для старообрядцев, которую на свои средства возвел хозяин фабрики (М.С. Кузнецов был старообрядцем).

В Кузнецове получает развитие культурная жизнь. В 1908 году при фабрике (называлась она “Тверская фабрика“) создается “Кружок любителей драматического исскуства”, который положил начало на долгие годы Народному театру. Руководил им в то далекое время главный бухгалтер фабрики Николай Иванович Тулупов. Представления кружком давались 1-2 раза в месяц. Перед спектаклем, в антрактах и после окончания в фойе устраивались танцы под духовой оркестр, который для этого специально приглашали из Корчевы. В 1912 году в Кузнецове открывается “Электротеатр Кинематограф” на 350 мест. Это здание сохранилось до наших дней - оно известно конаковцам как “спортивно-технический клуб ДОСААФ”. Кладка стен здания выполнена из безобжигового кирпича, который изготовлялся из остатков бетонной меси, оставшихся при сооружении корпусов фабричных сооружений. Строил это здание известный московский инженер и архитектор Николай Александрович Погураев. Он же  в 1910-1912 году руководил возведением новых корпусов фабрики, какими мы видим их сегодня.

Так выглядел мост через Донховку от нынешнего Управления соц. защиты населения на улицу Ворохова.
Так выглядел мост через Донховку от нынешнего Управления соц. защиты населения на улицу Ворохова.

1913 год - год наивысшего уровня развития Кузнецовской фабрики. Здесь работало уже до 2 тысяч рабочих и служащих; выпуск фарфоровой, фаянсовой посуды и майолики достиг 7 млн. изделий. Как отмечал в 1912 году Петр Кузьмич Ваулин, один из крупнейших специалистов-керамиков, “...фирма эта вырабатывает очень хороший фабрикат, по качеству не уступающий немецкому и в художественной части ... может удовлетворить самый изысканный вкус...” С 1872 года и до февральской революции продукция кузнецовской фабрики маркировалась Государственным гербом России, само предприятие носило титул “Поставщик двора Его Императорского Величества”.


К 1918 году в селе Кузнецово имелись три большие улицы: Старая Слобода, Новая Слобода, Александровка, а также несколько маленьких улиц – Лиговка, Старая Базарная площадь, Барышников тупик. Река Донховка в то время была неширокой, на ней располагался остров Соловьиный и сад у бывших хозяйских домов, находившихся напротив фабрики. В селении имелись три лавки, две булочные, четыре сапожных, две швейные мастерские и фотография Михаила Шевокова. На фабрике работало 1,5 тысячи человек. Центром культурной и политической жизни села стал рабочий клуб, размещавшийся в кинематографе.

С 1905 года в сосновом бору на берегу Волги проводились нелегальные маевки рабочих фарфоро-фаянсовой фабрики, а в 1917 г. на площади, в месте, где сейчас находится маг. “Светлана” по ул. Свободы, прошла первая легальная первомайская демонстрация.


Первомайская демонстрация в Кузнецове. (Фото 1917.)
Первомайская демонстрация в Кузнецове. (Фото 1917 г.)

Декретом Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 года Кузнецовская фабрика перешла государтву и получила наименование “Государственная фарфоро-фаянсовая фабрика”. Первым ее директором стал Н.И. Тулупов. В том году на ней работало 1297 человек, выпускалась хозяйственная посуда, кроме того - изоляторы, предметы ухода за ранеными. Уровень 1913 года она достигает лишь в 1928 году. 8 сентября 1923 г. ей присваивается имя М.И. Калинина. К 1926 году в селе Кузнецово проживало 4 тысячи человек. До 30 мая 1922 года Кузнецово входило в состав Селиховской волости Корчевского уезда. Затем все волости уезда были переданы в кимрский округ. В 1929 году был объявлен конкурс на переименование поселка. В результате конкурса было выбрано предложение работницы фабрики Марии Викуловны Илютиной: назвать поселок в честь революционера П.П. Конакова. 26 февраля 1930 года УИК СССР постановил: “Рабочий поселок Кузнецово и Кузнецовский район Кимрского округа Московской области переименовать: первый – в рабочий поселок Конаково, а второй – в район Конаковский”.

Активисты  фаянсового завода с юными музыкантами. 5-я годовщина Октябрьской революции. Ноябрь 1922 г.
Активисты фаянсового завода с юными музыкантами. 5-я годовщина Октябрьской революции. Ноябрь 1922 г.

Порфирий Петрович Конаков детство провел в селе Кузнецово и начал трудовую деятельность на фаянсовой фабрике. За вольнодумство его принудили уволиться. Переехав в Ригу, работает на местной фарфоро-фаянсовой фабрике, приобщается к революционному движению и становится профессиональным революционером. В 1906 году он оказался одним из руководителей Кронштадтского восстания матросов. После подавления восстания по приговору военно-полевого суда 7 августа вместе со своими товарищами был расстрелян. Памятник Порфирию Конакову с 1983 года находится на Привокзальной площади города. Автор - московский скульптор А.С. Алахвердянц.

В 1937 году поселок Постановлением ЦИК СССР от 2 марта 1937 года был переименован в город, так как г. Корчева, центр Корчевского уезда, попадал в зону затопления Иваньковского водохранилища. Переселение основной части жителей Корчевы в Конаково увеличило число жителей в нем с 4,5 тысяч до 10 тысяч человек.


На сайте города Конаково: Исторический очеркСело Кузнецово.  Фаянсовая фабрика.  Город КорчеваЗатопленная историяПорфирий Конаков
Всего посетителей
135199
За сегодня
129
Сейчас на сайте
0
www.portal-konakovo.ru
Фаянсовая фабрика на сайте города Конаково
Связаться с администрацией сайта